Ваши предпочтения при выборе финансового инструмента (кредит, лизинг, собственные средства)?





Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов
 
RSS Блог Владислава Горбунова
  • Побег в чистоту 13.07.2011
    Весь год вожделели, и наконец обрели. Байкал –  где еще так легко себя теряешь и вновь обретаешь? Бескрайняя морская гладь, лунные пейзажи степей, величественные горы…  Духи волн, скал и островов, эндемично лохматые байкальские чайки, игриво прячущиеся в Тажеранских степях бурятские кони, которых еще не видишь, но уже предчувствуешь… Забег на 500 метров с […]
  • Спасибо 01.06.2011
    Давно вам не писал… Не то, чтобы нечего, наоборот, так много всего и все такое вкусное, да, вот, все некогда. Вспомнил правило: не можешь ничего сказать – благодари. Да хотя бы за то, что не можешь сказать, хотя бы за то, что тебе некогда. Спасибо Татьянам Поздняковой и Смирновой за Амстердам, с благодарностью «Баярам» вспоминаю Байкал, лучший первоапрельски […]
  • +2 18.02.2011
    + 2 года для AXELIT прошли исключительно со знаком +По человеческим меркам AXELIT – АКСЕЛЕРАТ: в 2 года у нас внятный спич, индивидуальный фейс, узнаваемый лук, сириос компетенс, много френдов  и почти флюент инглиш. Мы уже видели мир и стали довольно разборчивы в путешествиях. Наш нибелунг Миме не научил нас страху и мы не боимся сказать Главную правду про […]
 
Рекламный блок:
О нас пишут

Лизинг ускоряется вместе с ИТ

Владислав Горбунов, директор по развитию AXELIT

Владислав Горбунов, директор по развитию AXELIT

Эксперты признали значительный рост лизингового рынка в 2010 году  по сравнению с предыдущим годом. По оптимистическим прогнозам участников рынка в 2011 году он может вырасти еще на 30-50%. Положительная динамика наметилась и в сфере информатизации отрасли: результаты исследования сферы автоматизации лизинговой деятельности за прошедший год показали, что значительная часть компаний  продолжила развивать имеющуюся информационную систему или планирует ее разработку в 2011г.

В опросе об автоматизации лизинговой деятельности за 2010 г. приняли участие 37 лизинговых компаний, что сопоставимо с количеством опрошенных в 2009 г. Значительную часть респондентов составили участники предыдущего исследования, но и новичков в этом году оказалось немало, что подтвердило оживление интереса рынка к данной сфере. Представленная выборка компаний охватывает все сегменты отрасли по таким срезам как объем бизнеса (размер портфеля), лизинговая специализация, региональная принадлежность, происхождение акционерного капитала и пр. Как и в прошлом году, результаты анализа не претендуют на 100% релевантность мнению всего рынка, но в достаточно полной мере отслеживают тенденции в отраслевой автоматизации, в том числе на основании сравнения статистических данных за 2009 и 2010 гг.

На подъеме

Оживление отрасли после стагнации 2009 г. повлекло за собой и повышенное внимание лизинговых компаний к информатизации своей деятельности. Собственная практика участия организатора данного исследования в ИТ-тендерах прошлого года только подтверждает этот факт.

В то время как 43% компаний продолжили в 2010 г. развивать текущую ERP-систему, каждая пятая (21%) запланировала на 2011 г. ее разработку. Число респондентов, которые подтвердили намерение начать проект в 2011 г., оказалось на 18%  больше, чем желающих это сделать в 2010 г. Нужно отметить, что 2010 г., действительно, не ознаменовался значительным числом новых ИТ-проектов. Большинство компаний занимали выжидательную позицию и с особой тщательностью рассматривали отраслевые решения поставщиков, благо появился выбор и для самой взыскательной публики.

На вопрос «В какую сторону вы планируете развивать текущую систему?», на который можно было дать несколько ответов, более половины компаний, как и в прошлом году, ответили:  в сторону наращивания функциональности и развития отчетно-аналитического блока – 22% и 29% соответственно. Что примечательно, улучшение основных характеристик самой системы как приоритет отмечено только в 2% ответов, что значительно меньше чем год назад.  На первый взгляд это кажется странным – ведь настолько улучшить скорость, надежность и масштабируемость ИС, чтобы это направление перестало быть приоритетным, можно только сменой ИТ-платформы, что пока не происходит в массовом порядке. На наш взгляд, уменьшение этого показателя произошло за счет повышения приоритетов двух других направлений: полноценной автоматизации филиалов ЛК и создания мобильных сервисов для своих сотрудников, – обе цифры возросли по сравнению с 2009 г. на 8%. Такие подвижки в отрасли не могут не радовать исследователя и говорят об уверенности респондентов в ее устойчивом росте, о разборчивости и готовности участников к более глубокой автоматизации.

В поисках отраслевого стандарта

Исследования за 2 года показали, что значительная часть респондентов из года в год занята наращиванием функциональности своей ERP. Задача актуализации информационной системы почти всегда остается в повестке дня, и тем не менее, от  компаний с многолетним стажем эксплуатации бизнес-ПО ожидаешь несколько иных приоритетов в развитии КИС. Можно предположить, что большинство компаний, которых захлестнула волна автоматизации еще в 2004-2007 гг., до сих пор не располагают полнофункциональным решением для бизнеса. Очевидно, распространенная практика экономии с помощью использования наиболее доступных типовых разработок не оправдала себя, как требующая постоянных инвестиций в их доработку.  Смог ли на сегодняшний день сформироваться адекватный стандарт отраслевого решения в лизинге?

Как и в 2009 г. основной проблемой при анализе деятельности своей компании большинство участников заявили не нехватку самих используемых KPI в компании, а проблему в их оперативном получении. Если снова учесть, что большинство тех, кто периодически испытывает эти затруднения – постоянные пользователи КИС, то встает вопрос об эффективности используемых решений и их работоспособности, так как возможность получения точных и оперативных данных – это первостепенная задача ИТ. Здесь, по мнению исследователя, разработчики ПО должны задуматься и увидеть для себя точку роста.

«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать»

Неожиданный побочный результат: только четыре компании при ответе на вопрос «Когда стоит переходить на (новую) ERP-систему при наличии существующей автоматизации?», подчеркнули, что вполне довольны действующей ИС. И при ожидаемо сдержанных в своей массе ответах на вышеуказанный вопрос, около 15% ЛК все же отметили, что не будут откладывать переход на новое ПО, если обнаружат преимущества нового решения, – даже если для этого потребуется признать неудачу автоматизации, осуществленной ранее.

Имеет смысл отметить отсутствие среди участников исследования тех, кто при планировании своей ИТ-инфраструктуры готов ориентироваться на средний период морального износа бизнес-ПО (5-6 лет, по мнению некоторых экспертов). Вкупе с предыдущим выводом это должно бы означать, что никто не готов ждать окупаемости прошлых вложений в ИТ, если информационная система тормозит развитие бизнеса. И хотя сам по себе этот факт достаточно прогрессивен, нельзя не признать, что решительность лизингодателей в жизни далеко не всегда равна решительности, заявленной большинством респондентов в анкетах.

В предпочтениях КИС в перспективе на 3 года по сравнению с 2009 г. свои преимущественные доли сохранили собственные разработки – 20% и разработки на1С – 33 %. Следует отметить, что в 2010 г. число отметивших ERP на западных платформах по сравнению с прошлым заметно возросло, значительную долю здесь занимают отраслевые решения на платформе Microsoft Dynamics AX или NAV –15%. Частично этот рост обусловлен  уходом части ЛК от выбора собственных разработок в 2009 г. в пользу готовых решений на платформах международного класса. Примечательно, что появился спрос и на самые дорогие платформы. В целом можно сделать вывод: отдельные компании уже осознали, где находятся скрытые резервы для ухода в отрыв от общего пелотона.

Этот результат позволяет поздравить наших партнеров – соорганизатора прошлогоднего исследования Рейтинговое агентство «Эксперт РА», – с тем, что его прогноз уже начинает оправдываться. «Эксперт РА» так прокомментировало цифры 2009 года: «…через три года доля ERP-систем «старших» классов будет заметно выше предсказанной данным исследованием. Сами результаты исследования, приведенные выше, показывают, что к этому есть все основания».

Прогнозы сбываются

Проведенное исследование показало, что начали сбываться – иногда, естественно, с некоторой коррекцией, – и другие прогнозы годичной давности.

В 2010 г. ответы респондентов показали, что ЛК, наконец, определились, что за зверь такой «планирование продаж по целям (и в связке с бюджетированием)» и с чем его едят. В прошлом году количество действующих и потенциальных приверженцев методологии активных и контролируемых продаж было на 17% меньше, и коррекция этого года произошла, очевидно, за счет тех, кто ранее не задумывался на эту тему или считал, что он уже продает «технологично». Значительная часть участников нынешнего исследования признала, что планирование продаж по целям – это та методика организации продаж, которой необходимо пользоваться. Соответственно, автоматизация этой технологии – один из приоритетов наступившего и, скорее всего, следующего годов.

По вопросу о применении скоринга в 2010 г. мы получили еще более сдержанные оценки, чем в прошлом году. При сохранении доли тех, чей бизнес невозможно представить без быстрых, автоматизированных процедур оценки клиентов, доля скептически настроенных к применению скоринговых схем возросла более чем в два раза. Этот результат коррелирует с уходом из розницы некоторых компаний и окончательным отказом от скоринговых схем тех, кто в прошлом году выразил осторожное или избирательное к ним отношение. Возможно, это также связано с несколько иной природой главной  задачи, стоящей сегодня перед ЛК: поиск платежеспособных лизингополучателей. Несложно спрогнозировать отсутствие широкого спроса на новые ИТ-решения для автоматизации скоринга.

Состояние автоматизации риск-менеджмента в ЛК показало, что при сохранении доли удовлетворенных тем, как названная функция у них уже автоматизирована (четверть респондентов), заметно прибыло в полку тех, кто испытывает потребность в ее автоматизации – с трети до половины участников. Отрадно отметить, что в отличие от прошлого года (10%) в этот раз никто не признал, что считает автоматизацию риск-менеджмента лишней.

Представление о роли систем автоматизации в обеспечении деятельности юристов практически не изменилось: большинство респондентов либо не видят в этом необходимости (35%), либо считает, что для них это одна из задач в рамках развития ИТ в ближайшие 2-3 года (43%).

В завершение хочется отметить забавный и вполне позитивный факт. Год назад, когда поиск источников финансирования был ключевой проблемой, на вопрос, какие функции оптимизации расходов можно «поручить» ERP-системе, вариант «оптимизация выбора кредитора/кредитной линии» отметили лишь 10% опрошенных. Нынче заинтересованных в автоматизации процесса уже более 40%. Значит, есть из чего выбирать!

Организаторы исследования – компания AXELIT и лично автор этой статьи – выражают благодарность всем участникам исследований 2009-2010 гг. Вместе мы найдем новые точки роста лизинга и сделаем это с удовольствием и пользой.

Далее приводятся наиболее показательные сравнительные результаты исследований сферы автоматизации лизинговой деятельности в 2009 – 2010 гг., проведенных компанией AXELIT . Опрошены 33 и 37 лизинговых компаний соответственно, с объемом портфелей от 700 млн. до более 100 млрд. руб.

1

2

3

4

5

9

Фотографии с мероприятий AXELIT

Елка - первая в Азии)) Тургояк, вид с г.Лысой img_7791 Лизинг-десант УРАЛ 2012 Лизинг-десант УРАЛ 2012
Метки